понедельник, 3 ноября 2008 г.

Идеал красоты ХХ ст. и наши дни



Коренные изменения в женской моде состоялись в начале XX века, когда известный французский модельер Поль Пуаре упразднил корсеты. В ту пору это была неслыханная смелость. Ведь корсеты несколько столетий были непременной принадлежностью женской одежды. Они, правда, исчезли ненадолго в начале XІХ века, когда модной была одежда в стиле ампир, но потом вернулись и существовали еще очень долгое время.

Лишившись от корсетов, женские платья стали намного удобнее еще и потому, что Поль Пуаре осмелился их укоротить. Конечно, с нашей сегодняшней точки зрения, они оставались длинными, всего лишь открывали щиколотки. Но тогда это было воспринято как невидана дерзость, как покушение на мораль и нравственность. Американский кардинал Ферли выступил с гневной статьей о розбещуючий влиянии французской моды. Американская цензура запретила публичный показ фильму с коллекцией моделей Пуаре, что художник взял с собой, решив посетить Соединенные Штаты.

Однако одежда подкоротилась, и это немедленно отразилось на длине волос. В моду входят короткие стрижки, которые подчеркивались легкими локончиками или "волнами".

Немного позже, в 20-ые годы, знаменитая Габриель Шанель предприняла еще один смелый шаг, начав активно внедрять в женский гардероб испокон веков мужские предметы одежды - пиджак, штаны, строгие рубашки с галстуками, в корни, изменив тем самым стиль женской одежды. Сначала это шокировало, а затем спокойно вошло в жизнь. Отчего это стало возможным?

Как мы уже знаем, мода не возникает на пустом месте. Она всегда и очень точно, как лакмус, отбивает наименьшие изменения, которые происходят в нашей жизни. Первая мировая война забрала миллионы мужчин, много из которых не вернулись домой. Кроме того, еще задолго до войны стал заметно повышаться культурный, образовательный уровень жизни общества, оно становилось больше демократическим. Игнорируя вековые традиции, женщины активно и смело включались в трудовую, общественную деятельность. И новый стиль одежды лучше всего отвечал новому укладу жизни, в которой женщины все чаще замещали мужчин на ответственности и самой сложной работе.

Развивались физкультура и спорт. На парадах женщины выступали наравне с мужчинами. Теннис, велосипед, плавание, волейбол, стали массовыми видами спорта. Если раньше идеалом женственности были изысканность и утонченность, нежная округлость форм, то теперь модным эталоном стало поджарое, спортивное женское телосложение с широкими плечами, небольшой грудью, узкими бедрами и длинными ногами, то есть фигура, похожая на мужскую. Женские платья, блузы и жакеты, стали прямыми. Одежда подкоротилась настолько, что лишь немного прикрывал колени. Талия не подчеркивалась совсем. В отчаянии модницы бинтовали грудь, чтобы они были как можно более плоскими.

Конечно, такая одежда украшала далеко не всех. Поэтому не было ничего странного в том, что в 30-ые годы мода вернулась к приталених формам, которые намного больше отвечали естественным пропорциям женской фигуры и в какой-то степени возвращали привычный женский образ.

Эталоном красоты становится романтичная женщина с кукольным лицом, маленьким, пышным, ярким ртом, с мелкой завивкой - перманентом. И как и раньше в моде высокая, поджарая фигура с достаточно широкими плечами, тонкой талией и узкими бедрами. (Именно такой стала идеальная фигура манекенщицы, такой она остается и теперь).

Надвигалась вторая мировая война. В женской одежде стали появляться підплічники, благодаря которым она приобретала более четкие очертания, которые отдаленно напоминают военную форму. А затем началась война, в которой женщины принимали активное участие. И вполне естественно, что модная женская одежда стала еще больше происходить на военную форму - широкие поднятые плечи (теперь уже с массивными плечевыми накладками), затянута талия. Короткие юбки как бы по контрасту подчеркивали женственную округлость ног. Такая одежда, дополненная туфлями на высоких подборах и толстой подошве - "танкетке" (само название было сугубо военным), сохранялась в моде вплоть до 1947 года.

В это время женщины почти не пользуются макияжем, лишь иногда подкрашивают ресницы тушью и красят губы. В моду входят короткие стрижки по типа мужских.

Но война прошла, и возникло естественное желание забыть об ужасах и лишениях. Хотелось спокойной, тихой, мирной жизни. И мода провозгласила новый образ. Его творцом стал самый известный французский модельер Кристиан Диор. Это была своего рода революция. Диор упразднил плечевые накладки, которые в течение нескольких предыдущих лет были неотъемлемой принадлежностью всех без исключения женских платьев, блузок, жакетов, и пальто. Плечи теперь стали плавно наклонными. Втачни рукава все чаще замещались цільнокроєними и регланом. Шею обрамляли утонченные маленькие воротники. Напуск на таллии изменился мягким облеганием, которое красиво очерчивает состояние. Юбки резко продлились, закрыв икры ног, обутых в "туфли-тапочки" (их еще ласково называли "калошками"). Обувь на плоской подошве делала поступь плавнее и свободной. Появились нижние юбки и прозрачные капроновые блузки.

Женщины опять начинают проявлять интерес к декоративной косметике. Особенное внимание они уделяют глазам. Верхние веки подводят цветными тенями, с четко продленным контуром глаза. В моду входят объемные прически (начесывания).

Однако до конца 50-х - началу 60-х годов юбки опять стали укорачиваться, во многих случаях превращаясь в "бочонки". И вскоре состоялся еще один переворот. Появились "платья-рубашки" - прямые, свободные, не отрезные в таллии. Казалось бы, что здесь особенного? Просто дежурная смена формы. В 20-ые годы уже носили что-то аналогичное. Какая разница?

Разница была, и очень существенная. Раньше прямой, не приталенний одежду носили все женщины. Модный силуэт был одинаковым для всех. А теперь прямые платья можно было носить по-разному - с поясом, который четко помечает талию, с поясом на бедрах или вообще без пояса. Как кому подходит. То есть это была первая заявка на волю выбора. Мода переставала покорно служить избранным. Она вынуждена была прислушиваться к реальным требованиям большинства. И если сначала она лишилась только от корсетов, лишней длины и множества ненужных деталей, чтобы стать удобной, простой и доступной всем, то теперь она сделала новый, хотя еще и робкий, шаг навстречу большинству. Художники стремились создать одел, что отвечает духу времени - лаконичный, четкий, выразительный за формой, не загроможденный "фасончиками", что позволяет каждому носить его по-своему. Однако к действительной воле было еще далеко. Собственно говоря та же форма, те же пропорции предлагались всем кряду и не на один год. Начались поиски разных форм, силуэтов, пропорций, для того, чтобы каждая женщина могла выбрать то, что ей больше подходит.

В этом направлении был сделан еще один решительный шаг - в моду вошли женские штаны, причем как полноправная одежда, такой же, как юбки. Одновременно стали стремительно укорачиваться платье и юбки. С наступлением каждого нового сезона они казались слишком длинными, вроде бы в прошлый раз от них не было отрезано по 5-7 см. Начался триумфальный ход мини-длины, сначала, как обычно, встреченной настороженно, а затем укоренившейся везде.

Почему возникла эта мода? Ведь практической необходимости в такой короткой одежде не было, особенно если вспомнить, что коротким было все. Исключения не составили даже зимние пальто. Нужен был вызов общепринятым нормам. Это было необходимо чисто психологически. Дело в том, что изменения моды возникают под воздействием разных обстоятельств. С одной стороны, это практические, социальные требования, связанные с изменениями условий жизни, а с другой стороны - всегда свойственная человеку потребность возобновления, изменения впечатлений. Очень хорошо сказал об этом французский модельер Поль Пуаре: "...людина, единственная из всех животных, изобрела одежду и, расплачиваясь за это, обязанная его изменять, никогда не останавливаясь на одной и той же форме".

Таким образом, возможности выбора расширилось еще больше. Женщины могли носить прямую одежду, приталений или полуприлегающий. Если не хотелось привлекать внимание к своим ногам, можно было заменить мини-юбку штанами. И все-таки полная воля выбора не наступила. Рамки моды розсунулися, но оставались достаточно твердыми. Штаны были одинакового покрою, юбки одной длины.

Нужен был еще один резкий сдвиг, еще одно свержение принятых норм и традиций. Нужно было раз и навсегда покончить с элитарностью моды и решительнее повернуть ее в сторону реальной жизни подавляющего большинства людей, жизни трудовой, напряженной, с его все более ускоренным ритмом и все более сложными проблемами.

Именно это и состоялись в середине 70-х годов, когда ключевые позиции в моде занял джинсовый стиль, самый демократический и популярный из всех, что когда-либо приходили в моду. Его популярность росла в геометрической прогрессии, и это привело бы к грустному синему однообразию, если бы вдогонку не пришло такое же массовое увлечение фольклорными мотивами. На джинсовых куртках и юбках появились яркие вышитые букетцы, потертые джинсовые штаны стали надевать с вышитыми крестиком блузками, вытянутыми из бабусиної ларя.

Тогда впервые возник интерес к древности. Юноши доставали из антресолей кожные "комиссарские" куртки и пальто своих дедов. Люди перестали легкомысленно выбрасывать старые, уникальные вещи - мебель, посуду, подсвечники, чернильные приборы, ступки и потому подобную милую, уютную мелочь. Чем быстрее становился ритм жизни, чем более стремительное человечество завоевывало все новые и новые рубежи технического прогресса, тем естественнее становилось желание не потерять корень, найти моральную опору в прошлом, появиться против стандартности окружающей среды, внести в свой быт что-то индивидуальное, своеобразное, сохранить какие-то предметы, пусть даже не слишком нужные и практические, но согретые теплом живых человеческих рук, которые когда-то трудились над их созданием. Этим отчасти было подготовлено и следующее изменение моды. У ее развития есть одна закономерность. Чем более популярным становится тот или другой стиль одежды, те или другие ее формы, тем скорее им на смену должно прийти что-то другое. И вот, отодвинув на второй план джинсовую одежду, на рубеже 1978-1979 лет в моду вошел совсем другой за характером стиль одежды.

Это был стиль ретро, отличительной чертой которого стало обращение к мотивам прошлых лет, а именно 40-х и 50-х годов. Дело в том, что джинсовая мода с ее неприхотливостью, с решительным отказом от традиционных представлений об элегантности создала массу удобств. В джинсах можно было ходить везде, с утра и до вечера. Их носили все - взрослые и деть, мужчины и женщины, главным образом, конечно, молодежь.

Но, привыкнув к воле и непринужденности, женщины стали забывать о своей женственности, об изысканности поступи и осанки. Да и мужчины очень быстро привыкли относиться к ним как к приятелям, которых можно запросто поплескать по плечу и которых ну совсем не обязательно пропус;кать вперед, не говоря уже о том, чтобы уступать место в транспорте, и о других "суевериях". Одежда оказывает намного большее влияние на наше поведение, манеры и взаимоотношения, чем это принято считать. Понятно, все это происходит бессознательно, но мода как раз и принадлежит к области несознательного. Это потом, по окончании времени, мы начинаем понимать, чем были продиктованы те или другие ее повороты. Ничего нам не объясняя, она поражает нас своей новизной, точно, безошибочно, как перелетные птицы, угадуючи направление своего пути. Вот и теперь, предложив ретро-стиль, она предоставила прекрасную возможность попробовать повернуть затерянную женственность.

Причем этот стиль, который возродил классические формы и виды одежды, казалось бы, больше подходил взрослым, солидным людям. Но он был для них не интересный. Они такая одежда, пусть не точно такой, но очень похожий, носили в молодости. Надягнута теперь, после "мини" и "джинсівки", он их беспощадно старил. А вот для молодых ретро-стиль таил в себе чрезвычайную заманчивость. Перед ними раскрывалась чудесная возможность перевоплощения. Девочки, которые только что носили джинсы, в которых они, можно сказать, выросли, которые стали для них буквально второй кожей, превращались на глазах, надягши продлены юбке, классические костюмы, платья, с женственными, романтичными силуэтами.

Однако на то и существует мода, чтобы постоянно меняться и вынуждать нас пересматривать свое отношение к одежде. Стиль ретро, вообще мало практический, оказался слишком обязующим, в какой-то степени претензионным, а потому подходил не для всех и не всегда. Этот стиль сохранился в моде для нарядного, а также для сугубо официальной одежды (в классических вариантах). Что же касалось обычной, повседневной, универсальной одежды, то здесь было нужно что-то другое.

Поэтому, невзирая на всю свою привлекательность, ретро-стиль продержался всего полтора сезона. В 1980 году решительно и спокойно, как человек, абсолютно уверенный в своей правоте и незаменимости, в моду вошел спортивный стиль. Именно тогда появились стеганые куртки и пальто, такие же штаны и комбинезоны, а также кросівки - словом, все то, что раньше считалось спортивным. Уютный, свободный, практический, лишенный любой манерности, претенциозности, эта одежда прекрасно сидела на любой фигуре, создавая ощущение спокойной уверенности в себе, бодрости, ловкости, и, если так можно выразиться, физической полноценности.

Одел спортивного стиля сразу же нашел горячих сторонников среди молодежи, но потом вскоре перекатывал в гардероб взрослых людей, которые оценили его удобство, практичность и то, что он помогал выглядеть младшими.

Казалось бы, наконец найден оптимальный вариант, который устраивает всех и наиболее точно отвечает твердым реалиям нашей напряженной жизни. Но... мода перестала бы быть модой, предложив что-то стабильное, пригодное на все времена. Всякое нововведение сначала слегка шокирует нас своей неожиданностью, а затем мы начинаем думать, что только такая одежда красива, удобна, умна, практическая и что только так мы теперь и будем одеваться. Потом мода меняется, и все повторяется сначала.

Поэтому, спустя некоторое время выяснилось, что уютный, спокойный, демократический спортивный стиль странно однообразен за настроением. Ведь одел не простое соединение форм, линий, складок, пуговиц, карманов, и тому подобное. В нем всегда является присутствует какое-то настроение. Он бывает серьезным и кокетничающим, нудным и веселым, суровым и небрежным. Фасон, детали, цвет и рисунок ткани, - это то, из чего состоит настроение. Например, легкие оборки, воланы, кружево, особенно в нежных светлых тонах, создают чистый, поэтический образ, а классическая белая блузка с глухой застежкой, дополненная галстуком или маленьким черным бантиком, создает ощущение строгости.

В развитии моды, тем более в последние десять лет, такие понятия, как образ, настроение, стиль, стали играть намного большую роль, чем раньше. Привычные характеристики моды - длина одежды, форма воротника или покрій рукавов, - важные лишь постольку, поскольку с их помощью создается какой-то образ. Если образа нет, одел нудный, невыразительный.

Одежде спортивного стиля свойственная некоторая схематичність, определенная заданность решений - известна система оформления застежки, карманов, характерный покрій, фурнитура (молнии, кнопки и тому подобное ), строка, которая закрепляет края деталей, то есть некоторая ограниченность в использовании тканей и декоративных приемов, что приводит к однообразию.

Естественно, возникла потребность в новых обидах. Вместе с тем из практической точки зрения спортивный стиль был очень красив и потому повлиял на последующее развитие моды. Характерные для него приемы кроя, свободные формы, четкая технология, карманы, молнии и кнопки, оздоблювальний строка, стали широко применяться даже в традиционных классических вещах, вплоть до нарядных, вечерних платьев. Люди настолько привыкли к удобству и свободе обращением с одеждой, что теперь известна французская поговорка, "Чтобы быть красивым, нужно страдать" вызывает у нас улыбку.

Но для того, чтобы наш практический, наивысшей мерой функциональная одежда наполнилась новым стилевым содержанием, мода обратилась к поиску новых образных решений, которые могли ассоциироваться с историческим костюмом, причем не вообще, а с одеждой конкретных исторических, литературных персонажей и киногероев, с фольклорными обидами и тому подобное Обычно, яркое выражение все это нашло в молодежной моде. Здесь были и мушкетеры, и; первые авиаторы, и Том Сойер, и чеховські, діккенсівські обиды, и решения, навеяные разными стилями искусств, такими, как готика, ренессанс, барокко, и карнавальные, театральные обиды. И одновременно с этим опять появился интерес к классическому стилю. В новых пропорциях и благодаря новой манере одеваться и носить как сами вещи, так и дополнения, украшения, более смело и живописно строить весь ансамбль одежды эти мотивы звучали свежо, современно и очень смешно. Мода не давала терять связь с прошлым, гарантировала максимум комфорту и непринужденности к тому же предоставила полную волю выбору не только форм и силуэтов, но и стиля одежды, в соответствии с индивидуальностью каждого. И это стало еще одним, по-видимому, важнейшим завоеванием. Мода окончательно потеряла свою элитарность. Длина, объем, пропорции, образное, стилевое решение, - все теперь стало зависеть от фантазии, вкуса, характера, внешних данных каждого.

Конечно, в тот или другой период времени какой-то стиль, какие-то формы становятся в моде главными, ведущими. Другие на время как бы идут в тень, но мода от них не отказывается. Да, в 1987 году после общего увлечения бвеликими объемами все большую популярность стали добывать приталені, женственные формы. Но это не значило, что, надевая свободная, объемная одежда, мы рисковали выглядеть смешными и старомодными. Так же длина "мини", что вошла в моду, совсем не обязывала всех женщин подкорачивать свои платья, юбки и пальто, так, как это было когда-то. Рядом с короткими художники создавали модели любой другой длины.

Говоря о том, что мода в наши дни предлагает самую разнообразную одежду за стилем, важно подчеркнуть и другое: тот или другой стиль одежды мы выбираем в зависимости от ситуации. Да, классический стиль больше отвечает спокойному, деловому окружению. Спортивный стиль красив для активного отдыха. Фольклорный - для дома, отдыха.

Вместе с тем для современной моды очень характерное смешивание стилей. Это может быть заметно не только в фасоне какого-то конкретного изделия, но и в том, как мы совмещаем друг с другом отдельные предметы одежды, обуви, украшения, сумки, перчатки, шапки, и так далее.

Комментариев нет: