понедельник, 3 ноября 2008 г.

История парикмахерского искусства

Истоки парикмахерского искусства берут свое начало из глубокой древности. Известно, что уже за 2-3 тысячи лет к новой эре нашим предкам было свойственно украшать свою внешность прическами. Проходили века, постепенно человек вносил в создаваемые ею предметы, в том числе в прическу, свои представления о красоте, которые отбивают и ее индивидуальный вкус, и общий эстетичный идеал, свойственный конкретной эпохе. Но одел и прическа являются также явлениями утилитарными и социальными. У разных народов сформировался свой стиль и определенные традиции, связанные с естественными условиями страны и положением человека в обществе.
Изучение истории парикмахерского искусства имеет не только познавательный интерес, но и практическую ценность, потому что некоторые детали можно использовать и в это время.


Интересную форму причесок создали в Древнем Египте. Для ее выполнения были нужны услуги специально наученных рабов. Египтяне красили волосы хной, украшали прически декоративными элементами. Модным цветом волос в Древней Греции считался белокурый. В классический период повседневная мужская прическа состояла из коротко остриженных волос, "полной" (то есть от виска к виску) недолгой бороды и усов. Некоторые пижоны носили длинные волосы, завитые в локоны и подхвачено золотым обручем. В торжественных случаях укладывали волосы над челом в виде красивого банта, так называемой цикады.


Греческие женщины носили длинные волосы и знали несколько типов причесок, но классической прической можно считать так называемый греческий узел - коримбос. Длинные волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами и достаточно низко клали его на чело, потому что, за эстетичными понятиями того времени, чело должно быть невысоким (между бровями и волосами чело открывалось лишь на ширину двух пальцев). Дальше волосы спускали вдоль щек, а позади поднимали и на затылке заключали в узел, скрепляя булавками и узкими лентами. Часто волосы укладывали в сетку, сплетенную из золотых шнуров, или надевали утонченное украшение - стефану. Стефани имели разнообразную форму и всегда были много украшенные.

Мужская прическа в разные периоды римской истории была разной. Волосы могли быть и завитым в локоны, и розчесаним гладко, с хохолком над челом. Обычно римляне брили лицо, однако в моде были и небольшие завитые бородки.

Очень разнообразные и сложные были прически римских патрицианок. В некоторые периоды носили гладко причесане волосы, разделенные на прямой пробор: иногда завивали волосы в длинные локоны, иногда носили "греческие" прически, - но истинно римскими были высокие прически из локонов, укрепленных на каркасе. Веерообразный каркас закреплялся над челом и за формой напоминал российский кокошник. На него крепились аккуратными рядами локоны. Другие волосы, заплетенные в косу, укладывались на затылке в виде кошичка. Модными считались белокурые и русые волосы.

История культуры феодального общества делится на два основных периода: раннее (Иx-xии века) и более позднее средневековье (XІІІ-XV века). Огромную роль в жизни людей начинает играть церковь, потому и развитие парикмахерского искусства зависело от регламентации церкви, которая стремилась успокоить "греховную человеческую плоть".
В период раннего средневековья мужская прическа была примитивной: волосы подстрижены к мочкам ушей, а впереди - хохолок. В XІ веке носили длинные волосы, распущенные по плечам.
Девушки носили или длинные косы, или распущены волосы, подхваченные вокруг председателя обручем, а замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Чаще всего таким убором служил круглый платок из белой ткани с отверстием для лица. В XV веке огромного значения приобрели головные уборы, в частности чепцы, а прическа, напротив, потеряла свое значение. Модным считалось открывать чело и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этих волос над челом и затылком подбривали.

Эпоха Возрождения, или Ренессанс, была важнейшим этапом в истории парикмахерского искусства. В это время в Италии у мужчин считалась модной прическа двух основных типов: волосы или гладко зачесывали назад, или носили прическу с хохолком. Лица гладко брили.
У женщин особенно красивыми считались золотые волосы. Красивым считалось высокое чело. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных перловым ожерельем, вуалями, лентами. Иногда молодые девушки носили распущенные волосы.

Испанки носили простую и строгую прическу, чаще всего так называемое бандо: розчесане на прямой пробор волос спускались вдоль щек, а позади складывалось в шиньон. Волосы красиво забирали цветками, обручами, драгоценностями. Во Франции в прическах оказались самобутні черты, которые отбивают вкусы сложных наций. Особенное влияние на мужские прически сделало последний король XVІ столетия Генрих ІV. В моду вошло зачесаны назад волосы, закрученные наверх вуси и маленькая острая бородка "а la Henrі ІV" . Поскольку король рано начал седеть, в моду вошла пудра для волос, но пудрили в это время только виски.

В первой половине XVІ века прическа у женщин имела вид двух полукруглых валиков, положенных над челом, и обычно украшалась ожерельем или небольшим, выгнутым по форме прически чепцом с вуалью. В конце XVІ века форма женской прически существенно меняется. Появляется прическа двух типов. Волосы или завивали рядами волн и зачесывали назад, или поднимали высоко наверх, где закрепляли на проволочном каркасе. Иногда дамы носили парики.

На мужские и женские прически англичан очень повлияло внешнее великолепие двора королевы Елизаветы. Волосы мужчины коротко стригли, но их костюмы были украшены вышивкой, драгоценными камнями и кружевом. Женщины носили сложные прически, украшая их чепцами и главными повязками. Иногда носили парики.

В XVІІ веке Франция становится законодательством в области мод и причесок. Окончательно складывается стиль барокко, которое наиболее полно выражает вкусы аристократии этого времени. Прически эпохи барокко были полностью подчиненные этикету двора и отличались великолепием, манерностью, огромным количеством украшений и сложной техникой исполнения.
В начале XVІІ века прическа у мужчин состояла из длинных волос, распущенных по плечам. Дворяне отпускали маленькую бородку и небольшие усы в краях губ. Позже вошли в моду парика. Пышная прическа состояла из массы длинных, завитых в локоны волос, причем модным цветом волос считался белокурый. Этот парик напоминал львиную гриву.

Женская прическа в течение второй половины XVІІ века менялась бесчисленное число раз. Из кратковременных модных причесок можно выделить несколько типов. В 60-х годах прическа еще хранила некоторую естественность. Волосы расчесывали на прямой пробор и пышно сбивали над висками, скрепляя позади на шее, а завитые концы волос спускали в виде двух длинных локонов на плече - "а la Mancіnі". С 70-х годов женская прическа стала напоминать за формой мужской парик. Локоны заключали рядами так высоко, что прическа временами поднималась над челом на 50-60 сантиметров. Иногда дамы этого времени носили гладкую прическу с узлом, сколотым на затылке, - так называемый узел смиренности.

С 90-х годов в моду вошла прическа фонтанж. Она состояла из комбинации локонов, заключенных на голове рядами и для закрепления смазанных белком, и выгнутого в разные фантастические формы проволочного каркаса, который украшался составленным в складки кружевом, цветами и лентами. Иногда прическа дополнялась искусственными волосами.


В первой половине XVІІІ век появляется стиль рококо, которое как бы завершает развитие стиля барокко. Рококо - декоративный стиль, который носит черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. Эти черты присутствовали и в мужских и в женских прическах.
Мужские прически времен рококо были небольшими по объему. Волосы завивали в локоны, а иногда гладко зачесывали назад. Сзади него завязывали черной лентой или прятали в черный мешочек. Обычно волосы пудрили. В моду вошли белые пудренные парики.
Женская прическа также была небольшой и состояла из локонов, поднятых наверх, сколотых на затылке и украшенных лентами, щепотками пера, цветами, нитями жемчуг. В 70-х годах XVІІІ века прически становятся особенно сложными. На "изготовление" модной прически - куафюри - шло по несколько часов. Женщины пытались сохранить ее в неприкосновенности на несколько дней. Прически делали таким способом: волосы расчесывали, на верхушку ставили легкий каркас, на который поднимали и крепили волосы; дальше его завивали, пудрили и, наконец, приступали к украшению. Для этого использовали ленты, цветы, кружево. Иногда на голову ставилась целая корзина с плодами или даже макет корабля со снастями и парусами. Иногда на голове была масса драгоценностей, которые превышали вес самой головы.

Французская революция 1789 года ознаменовала наступление новой эпохи, которое отразилось и на прическах. Вдохновении идеями воли, равенстве, братства, идеологи французской революции обратились к образам античного мира, черпая в древности идеи демократии, строгость морали и эстетичные идеалы. Вторая половина XVІІІ века - это период классицизма ведущего стилевого направления. У мужчин волосы были коротко острижены, пудра вышла из применения. Женские прически имели разнообразные формы, но очень упростились, волосы завивали в локоны.

С приходом к власти Наполеона появился стиль ампир, что в архитектуре и интерьерах за внешними ознакаминагадує классицизм, теперь художников и архитекторов вдохновляют не строгие и утонченные формы греческих храмов, а почтенные и пышные формы римской архитектуры. Волосы мужчины стригли и завивали в тугие локоны - "а la Tіtus", лица брили, но на щеках от виска оставляли узкие полоски волос. У женщин прически менялись очень часто. Носили и чешский узел, и прически, из разных комбинаций локонов.

После свержения Наполеона в искусстве 20-30-х годов рождается новое направление - романтизм. В прическах господствует стилевое наполнение, которое носит немецкое название, - бідермайер. Этот стиль стал синонимом бюргерского благополучия и уюта и был ведущим к 40-ым гг. Во Франции почти идентичный стиль звался "стилем Луи Филлипа "

Мужчины носили короткие, завитые в локоны волосы. В 40-х годах волосы продлились, доходило до ушей. Иногда его круто завивали. В 50-ые годы были в моде достаточно длинное, розчесане на косой пробор волосы, часто завитые в локонь 60-ые годы в моду вошли сравнительно короткая стрижка, бакенбарды. До конца века волос стали коротко стричь.

Женские прически 30-х годов являли собой настоящие произведения искусства. Волосы расчесывали на боковой пробор, укороченные по бокам пасма завивали в большие локоны и заключали над висками. Длинные пасма волос позади поднимали кверху и на темени заключали в разные шиньоны. В 40-ые годы новым кумиром общества стала "светская левиця" - модница с волосами рыжего цвета. В 50-ые годы прическа состояла из пышного шиньона, а иногда розчесане на прямой пробор волос заключали позади в специальную сетку. В 60-ые годы волос поднимали над челом в виде двух валиков - "а la Stuart", а на плечи и спину спускали длинные локоны.
В 70-80-х годах прическа почти не меняется за формой. Она состоит из длинных, спущенных на спину локонов, а над висками волос обычно зачесывали высоко наверх.

Характер причесок 1890-1900-х годов опять изменяется, в связи с изменениями, которые состоялись в общественной жизни конца столетия. Мода становится еще более интернациональной, появляется деловой стиль, который выражается в простоте и рациональности причесок.
В 1904 году в Германии впервые была выполнена длительна завивка волос - перманент.

Перманент быстро распространился по всей Европе. В 20-х годах XX века в моду вошли прически с короткой стрижкой. Также появляются новые химические красители и осветлители волос. Окрашивание волос позволило предоставлять прическе дополнительного эффекта, оживлять ее. С изобретением химической завивки состоялся настоящий переворот в парикмахерском искусстве. Этот метод завивки волос не только с успехом конкурировал со всеми другими способами, но и постепенно вытеснил их. Благодаря химической завивке можно получить красивые результаты при обработке волос с разнообразными строением и свойствами.

С появлением кинематографа на форму причесок большое влияние делает искусство кино. Одно время в моду вошли прически Греты Гарбо, Марлен Дитрих. В 50-60-ые годы Брижит Бардо вводит новые прически - "конский хвост" и "Бабетту". В 1971 году известный мастер Видаль Сессун показал новые стрижки, которые выполнялись только ножницами. В 70-ые годы появляются панки, которые выражают протест против общества не только своим поведением, одеждой, но и прической.

Художники-модельеры облагородили стиль панків, создав стрижки "еж", "каскад". Моду 80-х годов выделяют прически из длинных волос свободного силуэта. Преобладают теплые естественные цвета волос: каштановое, рыжее, коричневое, блонд. Новинка этого периода - перловый блондин, соединение пепельных волось с более светлыми волосами на концах.

В моде всегда существовали определенные законы, но есть одна азбучная истина, который подчиняется современная мода.
Мода модой, какой бы она не была, но прическу и стиль каждый человек может подобрать индивидуально. Чтобы быть красивым и модным ежедневно, необходимо чувствовать себя уютно долгое время, а не только в день посещения парикмахерской.

Комментариев нет: